-
Чем отличается татуировка от лазерного выжигания, например, или других способов декоративного роскошества, в чем преимущества вашего метода?
Говорить о преимуществах не совсем корректно, потому как любое украшательство — дело вкуса. Но, с удовольствием объясним почему нам по вкусу больше пришлось именно татуирование. Однозначно, его историчность. Археология зафиксировала возраст самого древнего человека с тату-изображениями из обнаруженных на данный момент, им является Ледяной человек Этци, поглощенный льдами Тирольских Альп на более чем 5 тысячелетий. Это одна из древнейших форм искусства, которую искусствоведы оставляют на поприще культурологии, до тех пор пока её художественность не будет доказана научному сообществу.
-
Татуирование не является искусством?
А вы читали про них в книгах или учебниках по истории искусства? Социологи, культурологи, этнологи, даже филологи занимаются изучением роли татуирования в своей области, но нет диссертаций на данную тему в среде искусствоведов. Что удивительно, ведь ещё в 2012 году в галерее Mona впервые выставлялся живой экспонат, художественность которого заключалась в тату, монументально расположенную на всей поверхности спины! Известный художник Вим Дельвуа создал работу «Тим», вытатуированную на спине англичанина Тима Штайнера, которую в 2008 году приобрел немецкий коллекционер искусства Рик Рейкинг. После смерти носителя, кожу поместят в рамку, тем самым положив начало созданию прототипа уникальной коллекции японских татуировок доктора Фукуси Масаити. Можете себе представить, как после такого факта возможно продолжать смещать татуировку за пределы искусствоведения?
-
Любопытно, для вас татуировка бесспорно является искусством?
Однозначно да.
-
Почему вам так важен факт её включения в область искусствоведения?
В Америке в 2012 году проводили опрос среди населения, в рамках которого было установлено, что по статистике каждый пятый житель страны имеет хотя бы одну татуировку. Мы не склонны верить статистическим данным, но посмотрите на количество тату-студий в Москве. Как вы думаете, существуют ли методические пособия для обучения тату-мастеров или достаточно научиться техникам и соблюдать санитарные нормы? Мастер зачастую только лишь ремесленник, не имеющий художественного восприятия, более того, некоторые из них даже рисовать не умеют . Ниша переполнена дилетантами и нет регулирующего звена, позволяющего отделить зерна от плевел, всё развивается спонтанно, куда ветер дует. Получается, что человек хочет украсить своё тело, отдается в руки «профессионалов», а потом живет как король, только голый.
-
«Голый король»?
Да, это сатира. Понимаете, человека можно убедить в чём угодно, даже в том что он роскошно одет, будучи наг.
-
Изначально вы говорили о решающей роли вкусовых предпочтений. Почему свободу в данном направлении стоит ограничивать?
Напротив, мы всегда за то, чтобы выбор был, но на данный момент его нет. Студии пытаются организовать процесс подбора татуировки и адаптации её к естественным рельефам тела с помощью 3d визуализации, но разумеется, проблем это не решит. Художественные процессы как и все в мире должно иметь базовый выбор, какой, например, у нас есть при строительстве дома. Мы можем повторить имеющийся готовый проект, доработать его или создать свой, и у нас есть возможность заказать создание индивидуальной разработки профессиональному архитектору или бюро, не суть. Думаем, в скором времени появится профессия body-дизайнер, в которой будут учитываться изначальные параметры вплоть до цвета кожи, специфики движения, индивидуальных особенностей и пожеланий, чтобы получить высокохудожественную татуировку.
-
Высокохудожественная татуировка это например та, что создал Вим Дельвуа, о котором вы упомянули ранее?
Работа «Тим» - важная веха для искусствоведческого мира, которому ценно то, что ново. Забальзамированная акула имела успех по той же самой причине, но о её художественности рассуждать приходится только по контексту, который, кстати говоря, уже давно важнее самого произведения.
Если говорить об эталонной художественной ценности тату, однозначно нужно обратиться к Востоку, и в целом ознакомиться с отношением Японии к красоте, но это тема для ещё одной беседы.
Иронично, что столь изящный стиль Iredzumi, получивший славу благодаря героям, спасающим город от огня, стал визитной карточкой мафии Якудза. Изначально это была альтернативная «одежда» пожарных периода Эдо, в то время деревянный город вспыхивал, словно спичечный коробок. Герои не носили плащей, они покрывали тела татуировками. Большой спрос привел к появлению профессии татуировщика, он, в свою очередь обеспечил усложнение мотивов, и теперь на теле разворачивалась целая история, изображения становились изящнее, выработался канон. Далее пришла головокружительная популярность благодаря гравюрам укиё-э, изображавшим зататуированных героев романа «Речные заводи», а следом, актеры театра Кабуки начали играть роль в одежде, имитирующей татуировки, которые к тому моменту занимали всю поверхность туловища, с учетом специфики движения человеческого тела.
-
У вас представлены работы в данном стиле?
Да, мы адаптировали традиционные мотивы под наши изделия.
-
Сложно было подружить изображения с вашей продукцией?
Когда задача интересная, о сложности говорить не стоит, есть только творчество и наслаждение. В наших руках изначально был ограненный алмаз, необходимо было поместить его в те условия, при которых он выгодно засияет. Но, пряничный домик дурманит детей лишь в начале, отсутствие ограничений - это действительно ведьмовская уловка. Сейчас, самое трудное для нас - определить рамки, чтобы не пресытиться и не обесценить идею.